Образование тромбов, провоцируемое аутоантителами, было обнаружено по меньшей мере в половине образцов сыворотки крови 172 пациентов, госпитализированных с COVID-19. Эти аутоантитела, которые также ассоциированы с опасным аутоиммунным состоянием, называемым антифосфолипидным синдромом, представляют собой многообещающие терапевтические мишени. Например, нейтрализация или удаление при помощи плазмафереза из крови аутоантител, вызывающих образование тромбов, может помочь снизить свертываемость крови у пациентов с тяжелым течением COVID-19.
Новое исследование под заголовком «Протромбические аутоантитела в плазме крови пациентов, госпитализированных с COVID-19» (Prothrombotic autoantibodies in serum from patients hospitalized with COVID-19) было опубликовано в журнале Science Translational Medicine 2 ноября. В статье приводятся результаты, полученные учеными из Университета Мичигана. Исследователи протестировали образцы плазмы пациентов с COVID-19 на восемь типов аутоантител, которые нацелены на фосфолипиды и фосфолипид-связывающие белки (АФЛ-антитела).
«Среди АФЛ-антител были антитела IgG, IgM и IgA к кардиолипину, антитела IgG, IgM и IgA к β2 гликопротеину I и антитела (ФС-ПТ) IgG и IgM к фосфатидилсерину/протромбину, — сообщают авторы статьи. — Высокие титры АФЛ-антител были ассоциированы с гиперактивностью нейтрофилов, осуществляющих нетоз, более высоким количеством тромбоцитов, более тяжелым респираторным заболеванием и более низкими клиническими показателями скорости клубочковой фильтрации».
В медицинском центре Мичигана на протяжении многих лет изучали АФЛ-антитела. На данный момент еще неизвестна точная связь между этими аутоантителами и COVID-19, отмечает один из соавторов исследования, Джейсон Найт, MD, PhD, ревматолог в медицинском центре Мичигана. Он вспоминает, как были удивлены ученые Мичиганского центра медицины, когда узнали, что у половины пациентов, госпитализированных с COVID-19 был обнаружен по крайней мере один из типов таких аутоантител.
«У пациентов с COVID-19 мы продолжаем наблюдать самоусиливающийся цикл воспаления и образования тромбов, — рассказал другой соавтор исследования, Йогендра Кантхи, MD, доцент кафедры сердечно-сосудистой медицины в Мичигане. — Теперь мы знаем, что аутоантитела могут быть причиной повышения свертываемости крови и воспаления, что усугубляет течение болезни».
Ученые Мичиганского центра медицины обнаружили, что у половины пациентов с тяжелым течением COVID-19 присутствовали высокие концентрации обоих типов опасных антител и суперактивированные нейтрофилы, осуществляющие нетоз. В апреле команда была первой, кто доложил о пациентах, госпитализированных с тяжелой формой COVID-19 и высокими уровнями нейтрофильных внеклеточных ловушек в крови.
Чтобы узнать больше, они изучили «взрывающиеся» нейтрофилы и антитела к COVID-19 на мышах. Авторы хотели посмотреть, есть ли опасная связь между их комбинацией и формированием тромбов.
«Антитела от пациентов с активным развитием COVID-19 провоцировали интенсивное тромбообразование у животных и наихудшее течение тромбоза, которое мы когда-либо видели, — отмечает Кантхи, исследователь из Национального Института Здоровья, а также Национального Института Сердца, Легких и Крови. — Мы открыли новый механизм, благодаря которому у пациентов с COVID-19 могут образовываться тромбы в крови».
Ученые сообщают, что эти исследования еще не готовы для внедрения в клиническую практику, но они приоткрывают новые перспективы для изучения обильного тромбообразования и воспаления у пациентов с COVID-19.
Ученые из Мичиганского медицинского центра хотят сейчас понять, будут ли пациенты с тяжелым течением болезни и с высоким уровнем аутоантител иметь лучший исход, если эти аутоантитела удалить или же нейтрализовать. Если да, то это значит, что дальнейшее лечение будет требовать таких агрессивных мер, как плазмаферез, который часто применяют при тяжелых аутоиммунных заболеваниях. Метод предполагает забор крови через вену, ее фильтрацию и замещение свежей плазмой, не содержащей антител, ассоциированных с развитием тромбозов.
«Мы знаем, что у людей с наиболее высокими уровнями аутоантител респираторные функции ухудшаются, а антитела провоцируют воспаление даже в здоровых клетках», — объяснил Ю Зуо, MD, первый автор исследования и профессор медицины внутренних болезней, ревматолог в Мичиганском медицинском центре.
«Мы до сих пор не знаем, что заставляет организм продуцировать эти антитела, — признается Найт. — Таким образом, следующим шагом будет дополнительное исследование, которое поможет идентифицировать причину появления таких антител и их мишень».
Кроме того, эти исследования поставили перед нами новые вопросы, касающиеся использования плазмы людей, выздоравливающих после COVID-19. Команда ученых говорит о том, что необходимо провести больше экспериментов, чтобы принять однозначное решение.
Авторы отмечают, что образцы сыворотки в их исследованиях не были получены в какой-то конкретный момент госпитализации; в будущем они предлагают систематически отслеживать антитела на протяжении всей болезни, в том числе и после выписки пациентов из больницы.
«Сейчас мы изучаем, как долго эти антитела еще циркулируют в крови после выздоровления от нового коронавируса», — отметил Найт. В настоящее время ученые также проводят рандомизированное клиническое исследование под названием DICER, в котором на пациентах с COVID-19 тестируется хорошо известный препарат, предотвращающий свертывание крови — дипиридамол — чтобы определить, является ли он более эффективным, чем плацебо, в уменьшении чрезмерного тромбообразования.
«Дипиридамол — старый препарат, который является безопасным, недорогим и масштабируемым, — отмечает Канси. — FDA одобрило его 20 лет назад для предотвращения свертывания крови, но мы только недавно обнаружили, что он способен блокировать специфический тип воспаления, возникающий при COVID».