Новые — более заразные — варианты COVID-19 продолжают захватывать мир. Ученые из Дании, которые в последние месяцы стали мировыми чемпионами по расшифровке геномов коронавирусов (они изучают код вирусов в половине выявленных случаев заражения) наблюдают захват их страны в режиме реального времени. Британский штамм, который в 1,55-1,7 раза заразнее весенних вариантов, появился в Дании, когда страна, казалось, победила очередную волну эпидемии. Теперь ученые говорят, что все свидетельствует об опасности третьей волны эпидемии. Скорее всего, в Дании не успеют привить все население до возникновения этой волны. При этом распространение британского штамма, по мнению ученых, происходит и во многих других странах Европы, только там из-за низкого уровня расшифровки геномов оно пока незаметно. Вполне возможно, что третья волна, вызванная новыми вариантами вируса, может случиться и в России, которая сообщила о спаде эпидемии и как раз начала снимать ограничения.
Что случилось в Дании?
- После Нового года в стране стало падать число ежедневно выявленных заражений. С трех тысяч в декабре оно снизилось до сотен в начале февраля.
- На этом фоне стала быстро расти доля зараженных британским штаммом B.1.1.7. В стране, где проверяют около половины геномов всех выявленных заразившихся, в декабре было выявлено только 0,5% «обладателей» британского штамма. В конце января их было уже 13% среди всех вновь зараженных. Эта доля удваивается каждую неделю.
- В целом в стране репродуктивное число эпидемии (Rt) меньше единицы. Это значит, что каждый заразный в среднем заражает меньше одного человека, и скорость распространения вируса в популяции снижается. Но Rt британского варианта вируса превышает единицу (1,07), а, значит, заражения, вызванные именно этим штаммом, растут экспоненциально.
Что такое число RT?
В большинстве эпидемиологических моделей с помощью коэффициента R₀ (грубо говоря, он показывает, сколько в среднем человек заразит один инфицированный, пока не выздоровеет или не умрет) можно определить скорость распространения вируса и вычислить долю населения, которая подвергнется заражению.
На разных стадиях эпидемии коэффициент воспроизводства будет меняться (в каждый момент времени он обозначается как Rt). Например, Rt будет падать из-за принятых мер по подавлению эпидемии, которые прерывают цепочки передачи вируса (различные формы карантина, изоляция заразившихся и отслеживание их контактов).
Модель ведет себя совершенно по-разному при разных значениях R₀ (Rt). При значениях Rt меньше единицы (то есть когда каждый зараженный в среднем заражает меньше одного «уязвимого») эпидемия затухает. При Rt > 1 она распространяется и охватывает существенную часть населения.
«Конечно, цифры [новых заражений] выглядят неплохо, — говорит Камилла Холтен Меллер из Statens Serum Institute, возглавляющая группу экспертов, моделирующих эпидемию. — Но если мы посмотрим на наши модели, это затишье перед бурей». Согласно моделям, быстрое распространение нового варианта может вызвать третью волну эпидемии.
Как бороться с третьей волной?
Бороться с ней можно двумя способами: успеть провести тотальную вакцинацию непереболевшего населения или ввести карантинные меры.
Вакцинировать все 5,8 миллионов датчан в ближайшие недели не получится. А, значит, нужно снова вводить ограничения. Но следует учитывать, что британский вариант заразнее «обычных» весенних вирусов в 1,55-1,7 раза. То есть, стандартных мер, ограничивающих число контактов между людьми, для борьбы с его распространением может не хватить. Каждый контакт с новым вирусом в полтора или более раз опаснее, чем с обычным, а, значит, нужно принять дополнительные меры, ограничивающие контакты на кратную величину.
Разумеется, такие меры лягут тяжелым бременем на экономику и население. Правительство давит на эпидемиологов, чтобы они разрешили начать отмену ограничений. Те пока сопротивляются: несмотря на резкое падение числа заражений, в Дании по-прежнему закрыты рестораны и школы (начальные классы откроют с 8 февраля).
Многие эксперты склоняются к тому, что вместо ограничений нужно срочно привить людей старше 50 лет и прочие группы риска. Тогда число зараженных продолжит расти, но число тяжелобольных и умерших останется относительно низким. Конечно, коронавирус иногда убивает и молодых здоровых людей, говорит эпидемиолог из Университета Роскилле Лоне Симонсен, но такое случается и при эпидемии гриппа. Вот и вакцинация групп риска позволит жить с коронавирусом так, как мы живем с гриппом, считает ученый.
Однако другая группа экспертов с таким подходом не согласна. Вот ее аргументы:
- Британский штамм почти наверняка не только более заразный, но и более летальный. Людские потери от него могут быть неприемлемыми.
- Нельзя забывать, что долгосрочные последствия легкой формы заболевания коронавирусной инфекцией пока не ясны. Известно лишь, что они возможны: описаны отдельные тяжелые осложнения (так называемый «долгий ковид»).
- И, главное, оставить на длительный срок (до полного окончания вакцинации) без иммунитета значительную часть населения — это значит дать вирусу огромное поле для «экспериментов». Велика вероятность, что дальнейшее распространение вируса в популяции вызовет новые функциональные мутации, которые позволят вирусу уходить от иммунитета — в том числе «вакцинного».
Есть ли опасность для России?
Ситуация в России значительно отличается от датской (и, вероятно, от всех стран мира). Если судить по данным об избыточной смертности, страна к началу 2021 года стала одним из лидеров по числу переболевших на душу населения.
По подсчетам «Медузы», в середине января уже переболели почти 70 миллионов или более 47% жителей России. Для сравнения: в той же Дании, если судить по данным о смертности, в это время переболели менее 6% населения.
Уровень в почти 50% переболевших, вероятно, позволяет говорить , что Россия (или, по крайней мере, часть ее особо пострадавших регионов или групп населения) достигла порога коллективного иммунитета к вирусу. Возможно, именно это, а не только карантинные ограничения (достаточно мягкие) остановило эпидемию в январе. Это достижение досталось России дорогой ценой. Скорее всего, когда в марте будут опубликованы данные по избыточной смертности за январь, она превысит 450 тысяч человек.
Но распространение в России британского штамма может свести достижение коллективного иммунитета на нет. Дело в том, что порог коллективного иммунитета зависит от заразности вируса. Чем она выше, тем большая доля людей в популяции может заразиться вирусом до того, как эпидемия пойдет на спад. В России, по подсчетам «Медузы», с приходом британского штамма могут заразиться еще около 25 миллионов человек, умереть — более 150 тысяч (а если учитывать, что штамм, скорее всего, более летальный, то и больше).
Как мы считали?
Порог коллективного иммунитета (то есть, долю населения, которая должна получить иммунитет прежде, чем эпидемия начнет замедляться) можно грубо посчитать по формуле 1–1/R₀, где R₀ — начальное репродуктивное число вируса, которое зависит только от его заразности, а не от частоты контактов населения и мер по их ограничению.
Порогу в половину населения (такого значения, вероятно, достигло число переболевших в России) соответствует число репродукции R₀=2. Если в страну придет в полтора раза более заразный вариант вируса (R₀=3), то эпидемия может охватить 67% населения до того, как распространение вируса начнет затухать; плюс многие заразятся и после этого.
Это означает, что существует опасность третьей волны эпидемии, во время которой может заразиться еще около 25 миллионов человек (и умереть более 150 тысяч) — до того, как она сама сойдет на нет.
Таким образом, России тоже грозит третья волна эпидемии, вызванная более заразным вариантом коронавируса. Бороться с ней можно будет только еще более суровыми ограничениями или ускоренной вакцинацией. Точное число привитых в стране неизвестно, но, судя по отрывочным данным, пока в России первую дозу вакцины получили немногим более миллиона человек, чего явно недостаточно для борьбы с новым штаммом.
А разве в России уже есть этот вариант вируса?
Мы точно не знаем. Официально штамм в России не выявлен (кроме одного завозного случая в декабре, который не дал «потомства»). Однако нужно учитывать, что в России действует довольно скромная по масштабам программа расшифровки геномов вирусов: так, крупнейшая группа — консорциум по секвенированию генома коронавирусов, — расшифровала всего чуть более 1,5 тысяч геномов. При этом в других странах Восточной Европы штамм уже широко распространен