В 2023 году в России выросла заболеваемость корью, коклюшем и гриппом — заражений в разы больше, чем во время предыдущих вспышек. Новые случаи продолжают фиксировать и в 2024-м.
По данным «Известий», с начала 2024 года минимум 46 регионов сообщили о выявлении случаев кори, из них в 16 власти вводили ограничительные меры — карантин в детских садах, школах, вузах и больницах.
Эксперты связывают это с цикличностью инфекционных заболеваний, растущим недоверием к прививкам, нехваткой вакцин и последствиями пандемии. Почему в России вновь растет число болезней, которые можно предотвратить с помощью вакцинации?
В 2022 году было зарегистрировано 102 случая, а в 2023 — 13 тысяч.
В 2023 году заболеваемость стала рекордной за последние 30 лет.
В 1994-м корь выявили почти у 29 тысяч человек. С тех пор это число снижалось, и в XXI веке не превышало 5 тысяч.
Число случаев кори выросло сильнее всего среди всех инфекционных заболеваний — в 128 раз в 2023 году по сравнению с 2022-м. Тем не менее это не единственная болезнь, которая в прошлом году била рекорды заболеваемости.
В 17 раз выросло число заболевших коклюшем. В 2022 году их было 3,2 тысячи, в 2023-м — 52,8 тысячи. Это абсолютный рекорд с 1990-го года (статистики за более долгий период нет): максимально приближенные цифры фиксировали лишь в 1994-м, тогда в стране зарегистрировали 48 тысяч заражений — на 7% меньше, чем в 2023-м.
Такой резкий рост заражений коклюшем и корью — отчасти следствие их цикличности: они распространяются раз в 4-6 лет. В «несезонные» годы, к которым относится и 2022-й, эти инфекции почти не выявляются (так, в 2010-2011 годах в России выявляли 100-700 случаев кори и в среднем 4800 заболеваний коклюшем), а в «сезон» — регистрируются массово.
Однако особенность 2023 года — в том, что в России заболеваний корью и коклюшем стало больше, чем во время предыдущих вспышек 2019 и 2014 годов. Тогда показатели по кори были ниже в среднем в 2,7 раза, по коклюшу — в 3,6-11 раз.
Заболеваемость российских детей корью в 2023-м превышает показатели предыдущих вспышек в среднем 2,75 раза, а коклюшем — в 3,6 раза, следует из данных Росстата.
Значительно выросло также число случаев гриппа, который, как и корь и коклюш, передается воздушно-капельным путем и контролируется прививками. В 2023 году в России выявили 245 тысяч случаев — почти в три раза больше, чем в 2022-м. Больше было лишь в 2011 году, когда врачи зарегистрировали 309 тысяч случаев (более ранние данные недоступны).
Эти три инфекционных заболевания — корь, коклюш и грипп — показали самый значимый рост в 2023 году, если не брать в расчет сибирскую язву (рост с 2 случаев в 2022 до 19 в 2023) и лихорадку Западного Нила (рост с 33 случаев до 195).
В 2,4 раза выросло также число случаев свинки (эпидемического паротита) — но в абсолютных числах рост с 346 случаев в 2022 году до 795 в 2023-м. Почти такая же ситуация с гемофильной инфекцией.
Охват вакцинацией снизился во всем мире
Рост инфекционных заболеваний в последние два года наблюдается во многих странах. Вспышки кори произошли в 41 из 53 стран Европы и Центральной Азии. В них инфекцией заразилось свыше 58 тысяч человек, из-за чего более 20 тысяч пациентов госпитализировали, десять из них умерли. Почти половина заболевших — это дети до 5 лет.
Уровень распространенности коклюшем в Чехии превысил рекорд 1963 года. О крупнейшей за 40 лет вспышке коклюша заявили власти Хорватии. Число случаев в 2023 году выросло на 250% по сравнению с 2022-м в Британии.
В ВОЗ рост заболеваемости инфекциями объясняют последствиями пандемии. Системы здравоохранения были перегружены, поставки препаратов нарушены. Все это привело к тому, что 18,1 млн детей в 2021-м не получили даже первую дозу вакцины. Это на 5 млн больше, чем в доковидном 2019-м.
В России в 2023 году упал охват вакцинацией от кори и краснухи. Обычно от этих заболеваний ставят одну прививку, однако есть и моновакцины. Вакцинацию проводят в 12 месяцев и 6 лет.
Сильнее всего снизился охват вакцинацией детей 6 лет: с 97% в 2022 до 73% в 2023 в случае кори и с 97% до 78% в случае краснухи.
В российских регионах не хватает комбинированной вакцины от кори, краснухи и свинки (паротита). В конце 2022 года американская фармкомпания MSD прекратила поставки своих вакцин в Россию. Производитель отечественного аналога не успел быстро устранить возникший дефицит.
Весной 2023 года в России начали проводить «подчищающую иммунизацию» — прививать от кори всех непривитых и не болевших, а также привитых однократно детей и взрослых. Это должно было предотвратить на тот момент еще только возможную вспышку кори.
Однако эти мероприятия привели лишь к еще большему дефициту вакцины, считает Антонина Обласова, руководитель АНО «Коллективный иммунитет».
«В госучреждениях, столкнувшихся с вспышками инфекций, вместо того, чтобы проверить прививочный статус, начали делать всем тесты на антитела. Тех, у кого антител нет, отправляли на вакцинацию, причем двумя дозами, что практически не увеличивает эффективность в случае живых вакцин. При этом отсутствие антител не всегда значит, что человек не защищен. Из-за неправильного понимания инструкций и желания не нарушать требования Роспотребнадзора многие получили ненужные прививки», — говорит Обласова.
В декабре 2023 года Роспотребнадзор отчитался, что ввел в оборот 367 тысяч доз вакцины для профилактики кори, краснухи и паротита. К марту 2024 года, по данным «Известий», в регионы поставили еще 500 тысяч доз.
В марте 2024-го вакцин не хватало как минимум в 16 регионах России, писали «Известия» со ссылкой на заявления чиновников. К апрелю их число, по данным издания, сократилось до четырех.
Из-за ложных медотводов и отказов родителей коклюшем болеют даже привитые дети
Информация о дефиците прививок от коклюша не подтвердилась. Прививку от коклюша по национальному календарю прививок в России ставят в 3, 4,5, 6 и 18 месяцев. Вакцинацией охвачено примерно 97% детей, состоящих на учете в поликлиниках — этот показатель остается на одном уровне все последние годы.
При этом прививки часто ставят с нарушением графика — из-за отказов родителей от иммунизации и ложных медотводов врачей. По словам экспертов, около 30% врачей ошибаются в оценке, когда нужно давать медотвод от вакцинации и выписывают его из-за перенесенных ОРВИ, наличия аллергии, гипоксии при рождении, а также других хронических болезней без обострения. Нарушение графика иммунизации приводит к тому, что коклюшем заболевают привитые дети.
Кроме того, вакцина не дает пожизненный иммунитет — его хватает на 15-20 лет, за это время свойства и характеристики микроба меняются, отмечает инфекционист Татьяна Когут. Одна из причин распространения коклюша — изменение его антигенной структуры, считает главный внештатный детский аллерголог-иммунолог Минздрава Московской области Андрей Продеус. По его словам, в 25-30 лет нужно ревакцинироваться, но люди об этом забывают.
А вот охват вакцинацией от гриппа даже немного вырос: с 49% в 2019 до 52% в 2022. Но насколько корректна эта информация с учетом текущей вспышки заболеваемости — вопрос, говорит инфекционист Оксана Станевич.
С ней согласна Антонина Обласова. «Ровные» данные о вакцинации от гриппа могут быть связаны с подделкой отчетности на местном уровне, считает она. «Медработники поликлиник зачастую вынуждены просто избавляться от вакцин против гриппа из-за отсутствия эффективной работы с населением и недостатка финансирования на эти цели. Вместо того чтобы искать причины низкого охвата вакцинацией и улучшать ситуацию, от сотрудников требуют отчетности. Это не способствует решению проблемы; проще «нарисовать» данные для удовлетворения требований руководства, чтобы не получить штрафов и сокращения финансирования, — говорит Обласова.
Поддержка обязательной вакцинации в России — одна из самых низких в мире
Еще одна причина роста инфекционных заболеваний — «распространение недостоверной информации о вакцинах, из-за которой некоторые люди откладывают вакцинацию или отказываются от нее», отмечают в ВОЗ.
В 2022 году журнал Nature опубликовал исследование об отношении к вакцине от коронавируса. Респондентов из 23 стран просили ответить на вопросы, согласны ли они с необходимостью обязательной вакцинации для посещения школы, работы, путешествий, мероприятий в помещениях. Доля тех, кто согласен, по каждой из категорий в России оказалась самой низкой среди всех стран. Причем если в большинстве стран доля тех, кто уже вакцинировался или готов это сделать, когда будет возможность, выросла в 2021 году по сравнению с 2020, в России тренд обратный.
Доверие к вакцинации снизилось во всем мире во время пандемии. Причина — в распространении дезинформации о прививках, отмечают эксперты ВОЗ. Исследование ВШЭ показало, что в России вакцинация от коронавируса воспринимается как государственный проект, и отношение к ней во многом определяется отношением к власти. К похожим выводам приходят исследователи из других стран.
Среди психологических факторов, которые чаще встречаются среди антипрививочников, выделяют склонность к вере в теории заговора и псевдонауку, общий уровень недоверия человека, а также религиозность.
Вспышку кори связывают с миграцией — но подтвердить это на данных нельзя
К факторам увеличения роста заболеваемости кори и коклюша в 2023 году, Антонина Обласова, как и другие эксперты, относит завоз инфекций «из других стран». Роспотребнадзор утверждает, что «групповые очаги заболевания корью в течение года наблюдались среди цыганского населения и религиозных общин, отказывающихся от прививок». Ведомство также связывает вспышку с завозом вируса из Таджикистана.
Официально в 2023 году в Таджикистане нет ни одного зафиксированного случая кори. Но в 2022-м страна, по данным ООН, лидировала по их количеству среди всех государств — там выявили 610 заражений (0,6 заболеваний на 10 тысяч населения). Власти Таджикистана уверяют, что «победили корь путем вакцинации», но сколько в стране остается неучтенных случаев — неизвестно.
Президент Владимир Путин заявил, что всплеск кори в России начался в том числе из-за украинских беженцев. В Украине, как отметил Путин, низок уровень иммунизации — и это действительно так: там довольно высокий уровень заболеваемости вакциноуправляемыми инфекциями.
Однако подтвердить связь беженцев и вспышек кори с помощью данных невозможно. Так, в 2022 году в Ростовском региональном центре, куда часто ехали беженцы из Украины, действительно было больше обычного (18) случаев заболевания корью — причем первые два заражения фиксировались в Астраханской области, что необычно, в марте. Однако в Новосибирской области, где не так много украинских беженцев, за 2022-й было 38 заражений корью — причем два из них зарегистрировали в январе. В Красноярском крае, который также принимал беженцев, было при этом всего 3 случая заболевания корью за тот год.
Также известно, что в Польше, куда прибыло много беженцев из Украины, не произошло массовых вспышек кори после 2022 года. По данным ВОЗ, в 2021 году в стране было 14 случаев заражения корью, а в 2022-м, когда уровень заболеваемости начал расти по всему миру, — 27.