Чтобы спасти человеческую жизнь, не нужно быть медицинским работником. Каждый из нас может значительно увеличить шансы на выживание пострадавшего при несчастном случае или при внезапной остановке сердца. Мы поговорили с Борисом Лейтесом, руководителем объединения добровольных спасателей «Экстремум» и социального проекта «Спасатель.Рядом». Мы обсудили, что такое первая помощь в законодательном и практическом смысле, и какие навыки необходимы каждому для оказания первой помощи. Почему спасению человеческой жизни невозможно научиться в теории, читая руководства? Что изменилось в России за последние пять лет в сфере обучения первой помощи к лучшему, а что — к худшему? Читайте свежее интервью на нашем сайте
Борис, расскажи о себе. Чем ты занимаешься, какое отношение имеешь к первой помощи?
Меня зовут Борис Лейтес, я руководитель объединения добровольных спасателей «Экстремум». Это общественная организация добровольцев, действующая в Санкт-Петербурге. Мы более 15 лет занимаемся различной деятельностью, связанной со спасательными работами, тушением пожаров и первой помощью. Также у нас есть специальный проект, посвященный исключительно первой помощи — всероссийский социальный проект «Спасатель.Рядом», я также его руководитель.
Что такое первая помощь, и чем она отличается от медицинской помощи?
Термин «первая помощь» достаточно точно определяется в законодательстве, но если описывать его в бытовых терминах, то это простейшие действия, которые необходимо совершить, чтобы спасти жизнь человеку или снизить вред при несчастных случаях или в экстренных ситуациях, при ухудшении здоровья, до прибытия профессиональных экстренных служб. Есть целый ряд ситуаций, когда для спасения человека требуются немедленные действия от людей рядом. Например, при внезапной остановке сердца у окружающих есть буквально 2–4 минуты, чтобы начать сердечно-легочную реанимацию, в противном случае человек или погибнет, или у него будут необратимые изменения в головном мозге. Это те ситуации, когда просто физически невозможно ждать, пока приедет скорая помощь. По европейской статистике, при ДТП около 30 % погибших могли бы выжить, будь им вовремя оказана первая помощь. Существует «цепочка выживания»: при несчастном случае сначала очевидцы оказывают первую помощь, затем прибывает скорая медицинская помощь, а третьим этапом пострадавший доставляется в медицинское учреждение. Собственно второй и третий этап — это уже медицинская помощь.
Кто может оказывать первую помощь?
Любой гражданин, который обучен и умеет ее оказывать: ограничений по применению первой помощи нет. Выделены специальные категории людей, которые обязаны это делать: спасатели, пожарные, сотрудники МВД в некоторых случаях, а также любой водитель при ДТП, участником которого он стал.
Где можно обучиться первой помощи?
Невозможно с легкостью ответить на этот вопрос. На сегодняшний день обучение первой помощи проводит огромное количество организаций: от коммерческих и общественных до государственных. И несмотря на наличие рекомендаций по программам, нет ни единых понятных стандартов, нет ни четкого регулирования и контроля качества обучения. Поэтому приходится использовать экспертные оценки, отзывы об учебных центрах, анализировать программы, чтобы отличить продавцов сертификатов от тех, кто ответственно и качественно проводит обучение. В рамках проекта «Спасатель.Рядом» обучением занимаются учебные центры, которые следят за его качеством, гарантируют необходимый его объем и контролируют результат. «Спасатель.Рядом» в этом смысле выступает независимым наблюдателем. Безусловно, это далеко не все учебные центры, которые учат хорошо. Но следует помнить, что практически невозможно получить приемлемые навыки первой помощи без очного обучения и за курс длительностью менее 16 часов.
Какой оптимальный объем времени необходим для получения навыков первой помощи? Нужно ли поддерживать навыки? Если да, то как часто нужно практиковаться?
По оценкам экспертов, относительно полный курс по первой помощи с минимально необходимыми тренировками укладывается в 16 часов. Возможны курсы меньшей продолжительности, если они освещают отдельные узкие темы. Первая помощь — это практические навыки, так что чем больше практики, тем устойчивее эти навыки и выше их качество. Например, в рамках подготовки спасателей тот же объем знаний дается за 80–90 часов благодаря тренировкам. Уровень, полученный на базовом курсе, через год утрачивается минимум на 30 %, если не тренироваться. Поэтому тем, кто не оказывает первую помощь постоянно, рекомендуется раз в 6–12 месяцев посещать тренировки или тренировочные курсы, чтобы освежить знания и навыки.
Первая помощь — это про теорию или все-таки про работу руками?
Первая помощь — исключительно практический навык. Безусловно, теория тоже нужна, но главное, что и как вы можете делать в экстренной ситуации. Есть известная цитата: «В критической ситуации вы не подниметесь до уровня своих ожиданий, а упадете до уровня своей подготовки». Это правда: вспомнить прочитанную инструкцию о том, как делать СЛР, и сделать это качественно, да еще и в стрессовой ситуации практически невозможно. Но если есть отработанная техника — это даст и спокойствие, и уверенность в действиях. Личный опыт это тоже подтверждает.
Нужно ли обучать медиков навыкам первой помощи?
Если коротко, то да. При этом, безусловно, нужно учитывать качество базового обучения первой помощи в медицинском вузе и освоенную практическую специальность. Все ургентные медицинские специальности перекрывают ежедневной практикой весь объем первой помощи, но для других специалистов это может быть проблемой. Врач, окончивший медицинский вуз много лет назад и занимающийся узкоспециализированной темой, вполне может не знать, забыть или не иметь практических навыков первой помощи, если переобучения и тренировок не проводилось. У нас много примеров, когда сами медики подтверждают, что знания утрачены, и нужно вспоминать или учиться снова.
Существует опасения, что за оказание первой помощи может наступить юридическая ответственность. Так ли это, и встречались ли тебе подобные случаи?
Да, это распространенное мнение. Этот страх берет свое начало не из области здравоохранения: общий социальный фон заставляет многих граждан опасаться любого рода действий, где что-то может пойти не так. На практике такой проблемы нет. Во-первых, любое обучение первой помощи дает знания о том, каков объем допустимых действий, что делать можно, а что не стоит. Это дает преимущество подготовленным людям перед случайными прохожими, ведь они знают пределы применения своих навыков. Второй момент: юридическая практика показывает, что из сотен тысяч дел о причинении вреда жизни и здоровью, дел, касающихся первой помощи, буквально единицы, и во всех них суть вопроса заключена совсем не в первой помощи. Так что риск судебного преследования сейчас исключительно теоретический: в реальности его нет.
Какие другие угрозы существуют для оказывающего первую помощь, насколько они реальны, и можно ли их избежать или уменьшить?
Первый пункт во всех алгоритмах оказания первой помощи: обеспечение собственной безопасности. Это касается как общей обстановки (не надо прыгать в жерло вулкана) и окружающих (не бросаемся к маньяку с оружием), так и средств индивидуальной защиты (перчатки, маски). Соблюдение этих мер безопасности позволяет нормально оказывать первую помощь. В целом риски при оказании первой помощи не отличаются от рисков в обычной, повседневной жизни.
Чему учат при оказании первой помощи?
Объем первой помощи описан в приказе Минздрава № 477н, и в целом он покрывает до 80 % общепринятого объема первой помощи. Это и безопасность, и действия при различных критических состояниях, реанимационные манипуляции, что делать, чего не делать и многое другое. Безусловно, для городской среды с хорошей доступностью экстренной медицинской помощи самыми актуальными будут навыки при самых критических ситуациях — СЛР, критические кровотечения, распознавание острых состояний, восстановительные положения и т. п. Для условий труднодоступной местности могут быть актуальны и иммобилизация, и перевязки, и транспортировка раненых.
Кто может заниматься преподаванием первой помощи? Нужно ли медицинское образование человеку, преподающему первую помощь?
На мой взгляд, в термине «преподавание первой помощи» главное слово — преподавание. То есть сама тематика первой помощи не требует шести лет медицинского вуза, совершенных знаний в анатомии и т. п. Базовые и простые алгоритмы важно понятно и качественно объяснить и отработать. В нормальной первой помощи уже давно нет экспериментов, есть множество методик и схем, составленных профессионалами, чья эффективность доказана медицинской статистикой. Так что медицинское образование — совсем не показатель умения преподавать. Более того, в некоторых случаях медицинскому специалисту будет крайне непросто спуститься со своего профессионального уровня на уровень первой помощи, чтобы объяснить это доступным и простым способом. Если отвечать на вопрос о медицинском образовании, я считаю, что оно не является необходимым, хотя может помочь в обучении, но может и навредить в преподавании.
Нужен ли практический опыт преподавателю первой помощи?
Практический опыт всегда дает преимущество, но вряд ли он является обязательным. Преподавание идет по стандартизованным шаблонам, так что в целом опыт не является необходимым условием, но при прочих равных, опыт — это всегда хорошо. Правда, не очень понятно, как системно организовать получение этого опыта.
Какие проблемы первой помощи в России ты можешь выделить?
• Крайне низкий уровень знаний о первой помощи у населения в целом в силу полного отсутствия системного и качественного обучения на эту тему.
• Существенный процент формального обучения, где документы даются, а знания — нет: автошколы, обучение учителей, охрана труда. Отсутствует механизм контроля за качеством обучения, есть много организаций, которые фактически «продают диплом», проводя обучение в виде просмотра ролика в интернете, но рычагов влияния на это нет.
• Страх оказания помощи у населения: «А вдруг я что-то не так сделаю, и меня посадят».
• Проблема в профессиональной области: есть разрыв между первой помощью и работой экстренных служб в ситуациях, где работают спасатели, пожарные и другие специалисты, когда первой помощи уже недостаточно в разрешенном объеме, а медицинская еще недоступна. Насколько знаю, уже пять лет Госдума рассматривает поправки о введении формата расширенной первой помощи, но пока не приняты.
• Дефибрилляторы формально находятся в серой зоне применения.
Изменилось ли в России что-то за последние пять лет? Что изменилось в лучшую сторону?
• Да, есть сильно больше людей, готовых оказывать первую помощь. Все больше людей самостоятельно проходит обучение, осознавая, что только они смогут помочь своим близким в отдельных экстренных случаях.
• Стандартизуются методики первой помощи, начинает формироваться сообщество тех, кто ратует за качественное обучение и правильные знания.
А что, наоборот, ухудшилось, на твой взгляд?
• Введение системы обучения учителей: в целом правильное направление привело к всплеску формального обучения, покупке дипломов и т. п. Нет мотивации уметь, есть необходимость «прикрыться документом».
• Введение расширенной первой помощи при очевидных ситуациях не принимается Госдумой уже пять лет.
• Нет контроля за качеством обучения, даже лицензированная учебная организация может обучить первой помощи за два часа и выдать документ. Качество никого не интересует.
• Со стороны государства тема развития первой помощи среди населения не поддерживается, либо эта поддержка формальна.
Расскажи о проекте «Спасатель.Рядом», что за проект, как он работает?
По сути, проект «Спасатель.Рядом» — это сообщество подготовленных граждан, обученных первой помощи. Обученный добровольный спасатель — это гражданин, обученный оказанию первой помощи, затем он проходит аттестацию, т. е. проверку навыков, и получает доступ к системе. Установив специальную версию мобильного приложения для спасателей, доброволец может произвольно выходить на «дежурство» в удобное время.
При возникновении несчастного случая, требующего оказания первой помощи, система оповещает ближайших доступных добровольных спасателей. Особенность системы в том, что в сообщество привлекаются исключительно подготовленные добровольцы, прошедшие проверку навыков, а не случайные люди. Для этого есть система партнерских учебных центров, которые проводят аттестацию, а также могут проводить обучение для тех, кому оно необходимо. Медицинские работники экстренных специальностей регистрируются на основе документов, подтверждающих специализацию и деятельность.
Все достаточно просто: где ты учился, не столь важно, важно, что ты пришел и проверил навыки. Далее в любой момент ты можешь обозначить себя доступным для реагирования. Это работает сейчас по всей России, но наиболее действенно в местах, где добровольных спасателей уже достаточно много.
Скольким людям проект уже помог?
За 2022 год в «Спасатель.Рядом» поступило около 600 вызовов, из них в 121 случае добровольцы в той или иной степени оказывали помощь.
Что нужно, чтобы стать участником проекта «Спасатель.Рядом»?
Необходимо иметь навыки первой помощи (объем можно посмотреть на сайте) + пройти аттестацию
или
• пройти курсы, которые подготовят к аттестации,
или
• быть медицинским работником отдельных экстренных специальностей и предоставить документы.
Участие в «Спасатель.Рядом» не накладывает никаких специальных обязательств. Если можете, то помогаете.
Когда мы попросили подписчиков задать вопросы о первой помощи, мы услышали много вопросов о конкретных состояниях, например, о человеке, находящемся без сознания. Почему недостаточно рассказать об этом словами?
В стрессовой ситуации вам придется действовать. Скорее всего, все теоретические неотработанные схемы вылетят из головы, а эффективные реанимационные действия вообще невозможны без предварительной тренировки на манекенах.