Каковы выводы и рекомендации экспертов, выясняющих, откуда взялся SARS-CoV-2, и что прояснилось насчет потери обоняния после COVID-19 — в обзоре зарубежных СМИ.

Научно-консультативная группа по вопросу о происхождении новых патогенов (САГО), созванная Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ), подготовила предварительный доклад о коронавирусе SARS-CoV-2. Эксперты, которые не участвовали в подготовке доклада, расценили его по-разному. Одних он не впечатлил, другие же считают, что САГО аккуратно суммировала имеющиеся данные и верно наметила направление дальнейшей работы. О докладе пишет Science.

Есть две основные гипотезы, откуда взялся SARS-CoV-2. Согласно первой, это коронавирус летучих мышей, перекинувшийся на людей напрямую или через промежуточного хозяина на продуктовом рынке «Хуанань» в Ухане или еще где-то. Но некоторые ученые считают, что пандемия началась из-за лабораторной утечки — например, в Уханьском институте вирусологии, одном из главных мировых центров исследования коронавирусов.

Есть и те, кому кажется, что SARS-CoV-2 — биоинженерная разработка. Впрочем, это маргинальное предположение: все, что известно о вирусе, можно объяснить естественными процессами, вдобавок, по мнению некоторых ученых, геном SARS-CoV-2 выглядит не так, как у «химерических» лабораторных вирусов.

Science пишет, что главный промежуточный вывод САГО — нужны новые исследования. Но в отличие от доклада предыдущей экспертной группы ВОЗ, где лабораторная утечка была названа «крайне маловероятной», в новом рекомендуется тщательнее проверить и эту гипотезу. Правда, члены САГО из Китая, России и Бразилии оставили примечание о том, что не видят смысла дальше выяснять, была ли утечка в Уханьском институте вирусологии.

На пресс-конференции Мария ван Керкхоув, курирующая САГО со стороны ВОЗ, подчеркнула, что задача группы — консультировать организацию насчет дальнейших исследований, а не искать ответ на вопрос о происхождении коронавируса.

Мнения независимых экспертов разделились. Кому-то кажется, что к докладу особенно нечего добавить. По мнению других, САГО должна была подчеркнуть, что недостаток данных возник из-за действий китайцев.

В докладе подробно рассматривается гипотеза о промежуточном хозяине. Авторы советуют тщательнее проанализировать образцы с рынка «Хуанань», животноводческих хозяйств и кровь фермеров. Хотя китайские ученые проверили десятки тысяч образцов и не нашли признаков заражения SARS-CoV-2, среди животных не было некоторых видов, подверженных инфицированию, например енотовидных собак. Также САГО рекомендует проверить зверей, выращиваемых ради меха.

В докладе приведены и ранее не известные данные. По запросу САГО китайские ученые проверили 40 тыс. образцов крови, взятых у жителей Уханя до первой вспышки COVID-19. 200 из них дали положительный результат в тестах на антитела к SARS-CoV-2, но этими антителами не удалось нейтрализовать вирусные частицы, так что, вероятно, результаты ложные. Авторы советуют изучить медицинские записи 233 уханьских больниц и данные о продажах местных аптек в сентябре — декабре 2019 года: необычные покупки могут указать на очаги болезни.

Также в докладе упомянуто более десятка работ из Европы и США об антителах к коронавирусу в биологических образцах и пробах из канализационных стоков, взятых до декабря 2019 года. Официальные лица КНР ссылаются на эти результаты, имея в виду, что SARS-CoV-2 впервые перекинулся на людей за пределами Китая. Пока данные не удалось проверить независимо. САГО их изучает и пока считает, что их значимость остается неясной.

Мария ван Керкхоув из ВОЗ заявила, что, хотя САГО не ранжировала гипотезы о происхождении коронавируса, наиболее вероятный сценарий — зооноз, то есть передача от животного человеку. В конце ее спросили, способна ли ВОЗ добиться того, чтобы рекомендованные исследования были выполнены. Ван Керкхоув ответила, что в ВОЗ не питают иллюзий насчет политического аспекта, но постараются сделать все возможное.

Что прояснилось насчет потери обоняния из-за COVID-19?

Частичная или полная потеря обоняния — один из характерных симптомов коронавирусной инфекции. Хотя он чаще встречался в первый год пандемии, у заразившихся по-прежнему часто нарушается восприятие запахов, и эта проблема иногда остается и после выздоровления. Ученые все лучше понимают, почему это происходит, но эффективной терапии по-прежнему нет. Об исследованиях в этой области рассказывает Nature.

По мере эволюции вируса больные теряют обоняние все реже. Проверка 616 тыс. американцев, перенесших COVID-19, показала, что по сравнению с предковым вариантом из Уханя риск при заражении «альфой» составлял лишь 50%, «дельтой» — 44%, «омикроном» — 17%.

Еще в одном, прошлогоднем, исследовании наблюдали за сотней человек, переболевших сравнительно легко. Более чем через 12 месяцев после COVID-19 у 46% оставались проблемы с обонянием. В контрольной группе, где никто не болел, таких набралось 10% (причины были другие, но другие причины могли быть и в экспериментальной группе, поэтому их и сопоставляли). У 7% обоняние пропало полностью и не вернулось.

В начале пандемии ученые установили, что коронавирус поражает клетки, которые питают и поддерживают отвечающие за распознание запахов нейроны. Позже появились новые зацепки. Вскрытие умерших показало, что эти нейроны у больных целы, но на них мало рецепторов, улавливающих молекулы запахов. Предполагаемая причина была в нарушении структуры клеточных ядер.

Долговременная потеря обоняния бывает не у всех. В январе ученые сообщили о мутации в двух пересекающихся генах, которые связаны с предрасположенностью к нарушениям восприятия запахов и вкусов. Оба гена отвечают за белки, удаляющие молекулы запахов после срабатывания рецептора. Правда, пока неясно, как на эти гены влияет коронавирус.  

Наконец, ученые обнаружили у тех, кто потерял обоняние из-за COVID-19, изменения в мозге. В Великобритании дважды просканировали 785 человек. Примерно половина из них заразилась в промежутке между обследованиями, и во второй раз проявились отличия, в том числе признаки повреждения тканей в областях, связанных с обонятельным центром в мозге. Причина остается загадкой, но один из авторов работы предполагает, что без сигналов из носа началась атрофия.

В терапии прорывов пока нет. Большинство исследователей рекомендует тренировать обоняние сильными запахами, но, похоже, это помогает только при частичном нарушении восприятия. В остальных случаях пытались применять стероидные препараты, подавляющие воспаление, но результаты разочаровали. Еще ученые проверяли насыщенную тромбоцитами плазму крови. Пара исследований дала обнадеживающие результаты, но в них участвовало очень мало людей. Более крупное исследование началось в Великобритании. Авторы рассчитывают закончить его к зиме, а статья должна выйти только в середине следующего года.

Источник