В настоящее время наблюдаются производственная нехватка и проблемы транспортировки вакцин против COVID-19. Это побудило некоторых экспертов предложить непроверенные схемы лечения [1]. Считается, что люди, перенесшие COVID-19, обладают иммунной защитой и иммунологической памятью [2] в течение как минимум шести месяцев; однако ни возникновение вторичного иммунного ответа, ни идеальные режимы дозирования вакцины не изучались у лиц, которые уже переболели инфекцией SARS-CoV-2. В данной работе проводилась оценка того, может ли у медицинских работников, переболевших ранее инфекцией COVID-19, развиваться вторичный иммунный ответ при введении однократной дозы вакцины на основе мРНК.
Методы
Медицинские работники, которые ранее участвовали в серологическом внутригоспитальном исследовании [3], проводившемся с июля по август 2020 года в Медицинском центре Университета Мэриленда, были отобраны случайным образом со стратификацией на три группы:
- те, у кого иммуноферментный анализ (ИФА) на наличие антител IgG к SARS-CoV-2 был отрицательным (группа АТ-отрицательных);
- те, у кого ИФА к SARS-CoV-2 оказался положительным на наличие IgG, но клинические симптомы отсутствовали (группа бессимптомных);
- группа лиц, у которых ИФА на наличие IgG к SARS-CoV-2 оказался положительным, а в анамнезе присутствовала коронавирусная инфекция с выраженными симптомами (группа «симптомных»).
Участникам была введена вакцина Pfizer-BioNTech или Moderna, в зависимости от личных предпочтений и доступности. Кровь брали в 0 день (исходный уровень), на 7 и 14 дни после вакцинации в декабре 2020 г. и январе 2021 г. (заборы можно было провести в течение 1 дня после назначенного дня). Плазму тестировали с использованием твердофазного иммуноферментного анализа (ELISA) для определения IgG к тримеру шипикового белка, который был модифицирован так [4], чтобы титр связывания антител с ним достиг значений, равных половине от максимального. Титры реципрокного связывания величиной в половину от максимально возможного представляют собой разведение плазмы, при котором достигается 50 % от максимального уровня связывания при известном контрольном уровне, достигающем насыщения. Образцы дней 0 и 14 от вакцинированных также тестировались на ID99 (99 % ингибирующая доза — максимальное разведение, при котором 99 % клеток оказывались защищены от попадания в них вирусных частиц) при нейтрализации живого вируса (представлены как реципрокные) [5]. Образцы каждого дня сравнивались между каждой предшествующей группой AТ-положительных (бессимптомных или же симптомных) и группой AТ-отрицательных лиц.
Все медицинские работники дали письменное информированное согласие; Исследование было одобрено наблюдательным советом Университета Мэриленда. Статистический анализ выполняли с помощью GraphPad Prism 5 (GraphPad Software). Сравнение титров антител между группами осуществлялось с помощью двустороннего критерия Манна-Уитни, при этом значение P < 0,05 считалось статистически значимым.
Результаты
Из 3816 медицинских работников, включенных в серологическое
исследование [3], случайным образом был выбран 151 человек, и 59
добровольно согласились принять участие: 17 человек в группе
AТ-отрицательных, 16 — в группе бессимптомных и 26 — в группе симптомных
лиц. Средний возраст оказался 38 лет для группы АТ-отрицательных, 40
лет — для бессимптомных и 38 лет — для симптомных. Процент женщин
составил 71 % среди АТ-отрицательных, 75 % — среди бессимптомных и 88 % —
среди симптомных. На 0, 7 и 14 дней значения средних реципрокных
полумаксимальных титров связывания оказались выше в группах
бессимптомных (208, 29 364 и 34 033 соответственно) и симптомных (302,
32 301 и 35 460) групп по сравнению с группой АТ-отрицательных (< 50,
< 50 и 924) (P < 0,001 для каждой группы). На 0 и 14 день медиана
значений ID99 титров реципрокной нейтрализации вируса в группе
бессимптомных (значения титров соответственно дням — 80 и 40 960) и
симптомных (320 и 40 960 соответственно) была выше, чем в группе
AТ-отрицательных (< 20 и 80) (P < 001 для каждой группы) (см.
рисунок).
Рисунок 1
После
вакцинации против COVID-19 забор плазмы производили через 0, 7 и 14
дней; титры связывания IgG с тримером шипикового белка измеряли с
помощью иммуноферментного анализа, а нейтрализацию живых вирусов
оценивали в дни 0 и 14.
A, титры IgG к тримерам шипиковых белков,
достигшие половины от максимальных значений. К 7 дню, а также через 14
дней после вакцинации у обеих групп медицинских работников с
коронавирусной инфекцией в анамнезе (группы бессимптомных или же
симптомных), которым была введена однократная доза вакцины, наблюдались
более высокие пиковые значения титров IgG, чем в группе
АТ-отрицательных.
B, ID99 (99 % ингибирующая доза — разведение, при
котором 99 % клеток были защищены от внедрения вируса) нейтрализации
живого вируса. Через 14 дней у обеих групп медицинских работников с
инфекцией SARS-COV-2 в анамнезе (группы бессимптомных или симптомных),
которым была введена однократная доза вакцины, наблюдались более высокие
титры нейтрализации, чем у группы АТ- отрицательных.
Горизонтальные черные линии представляют медианные значения.
Обсуждение
У медицинских работников с инфекцией COVID-19 в анамнезе, согласно лабораторно подтвержденным серологическим исследованиям, оказались более высокие титры антител в ответ на введение однократной дозы вакцины на основе мРНК, чем у тех, у кого инфекции в анамнезе нет. Титры антител начали достигать пиковых концентраций через 7 дней, а спустя 14 дней значения титров и нейтрализации оказались выше, чем у добровольцев из группы АТ-отрицательных. Ограничениями исследования явились небольшой размер выборки, отсутствие демонстрации эффективности вакцины и потенциальная систематическая ошибка, создаваемая тем, что участники могут быть нерепрезентативными для большей исходной популяции. Учитывая текущую проблему нехватки вакцин во всем мире, полученные результаты позволяют предложить стратегию однократной вакцинации для людей, перенесших COVID-19 в анамнезе, или же при проведении вакцинации они должны быть подвергнуты таковой не в первую очередь [6].