Считается, что заболевший СПИДом будет страдать от него всю жизнь, однако с каждым годом врачи находят все новые способы жить с этой болезнью. И на этот раз «лекарство» пришло от другой смертельной болезни — рака крови.

СПИД сам по себе достаточно неприятен, и каждый год больше полумиллиона человек погибают вследствие связанных со СПИДом болезней. К счастью, этот показатель стабильно падает, и сегодня в мире живут около 40 миллионов человек с диагнозом «ВИЧ-инфицирование». Многие из них ведут практически обычный образ жизни, пусть и вынуждены регулярно принимать лекарства, подавляющие вирусную активность.

Однако в январе 2011 года 53-летнему ВИЧ-инфицированному мужчине поставили не менее страшный диагноз — «острый миелоидный лейкоз», или рак крови, который в отсутствие лечения приводит к гибели пациента в течение нескольких месяцев. В основном эту болезнь лечат путем химиотерапии, но иногда используют и трансплантацию гемопоэтических стволовых клеток, которая призвана заменить «бракованные» кроветворные клетки пациента на нормальные клетки из костного мозга донора.

В феврале 2013 года пациенту провели трансплантацию стволовых клеток CCR5∆32/∆32, при которой донором клеток выступила женщина с двумя копиями мутации ∆32 в гене, кодирующем корецептор ВИЧ CCR5: такие клетки устойчивы к заражению вирусом иммунодефицита. Это гарантирует, что после трансплантации новые клетки будут нормально функционировать в организме зараженного ВИЧ реципиента.

После курса химиотерапии и нескольких инфузий донорских лимфоцитов пациент продолжил принимать противовирусные препараты, однако в клетках его крови не было и следов вируса. В ноябре 2018 года антиретровирусная терапия с согласия пациента была приостановлена, однако врачи не выявили роста концентрации вирусов или иммунного ответа организма ни сразу после прекращения лечения, ни четыре года спустя.

Иными словами, заключают авторы исследования, опубликованного в журнале Nature Medicine, хотя процедура трансплантации гемопоэтических стволовых клеток считается довольно рискованной и ее проводят небольшому числу пациентов с тяжелыми формами рака крови, в будущем она может стать основой для нового способа лечения СПИДа.

Источник