Врачи, фельдшеры и медсестры не должны вынужденно перерабатывать на 1,5 ставки и больше, заявил сопредседатель межрегионального профсоюза работников здравоохранения «Действие» Андрей Коновал в эфире программы «Что это значит» на телеканале РБК. Он напомнил, что в России еще 1917 году был установлен 8-часовой рабочий день, и назвал реальной причиной переработок и дефицита кадров в отечественной медицине неадекватно низкие зарплаты.
Тема обсуждалась после публикации результатов недавнего опроса, из которых следует, что медработники хронически перерабатывают. Из-за высокой нагрузки каждый четвертый врач задумывается об увольнении. Чаще всего о желании уйти из профессии говорили терапевты и анестезиологи-реаниматологи.
Минздрав назвал результаты исследования непрезентативными. По данным статистики ведомства, коэффициент совместительства по врачам составляет 1,3, по среднему медицинскому персоналу — 1,2, а «переработки, не предусмотренные Трудовым кодексом РФ, не допускаются».
Коновал отметил, что несмотря на объявленную Минздравом борьбу с дефицитом кадров, с 2012 года численность работающих в государственных и муниципальных медучреждениях врачей и средних медработников ежегодно снижается в абсолютных цифрах. «Первопричина, конечно, крайне низкие зарплаты и сложности работы, ответственность, которую несет врач, эмоциональные и физические нагрузки. В связи с этим люди не задерживаются в профессии», — пояснил он.
Если часть работников увольняется, нагрузка на остальных растет. Единственный способ решить проблему — существенное увеличение заработной платы, адекватно уровню ответственности и нагрузкам. При этом она не должна включать в себя возможные переработки и совместительство, считают в профсоюзе «Действие».
«Когда сейчас говорят о том, какие у нас замечательные заработные платы, то это средние зарплаты со всеми переработками. То есть не на ставку, не на норму рабочего времени. Работать на полторы ставки разрешено законодательством. Но, простите, что значит полторы ставки. Так работать невозможно! Рабочие боролись в XIX веке за 8-часовой рабочий день. А сейчас нам говорят, что из-за дефицита кадров правительство позволило врачам работать на полторы и даже две ставки. Это позор для страны в XXI веке», — резюмировал Коновал.
Как пояснил врач анестезиолог-реаниматолог Московского городского научно-практического центра борьбы с туберкулезом Валентин Федькин, быстрее всего усталость и выгорание от переработок накапливается на суточных дежурствах. «Люди рассуждают, что лучше я покину медицину и буду работать там, где попроще и можно спать по ночам и получать сопоставимые деньги или чуть поменьше», — отметил он.
Как пояснила директор Института экономики здравоохранения НИУ ВШЭ Лариса Попович, отчасти отток кадров можно объяснить тем, что в отрасли накопилось много врачей старших возрастов, которые уходят на пенсию. Главной проблемой она считает колоссальную разницу в зарплатах специалистов между регионами, которая может достигать пятикратных значений.
Сократить значимый разрыв в зарплатах между субъектами и обеспечить медикам адекватные зарплаты должен был пилотный проект по внедрению новой системы оплаты труда, который планировали начать в ноябре 2021 года. Предполагалось, что тогда медики будут меньше мигрировать из дотационных регионов и проблема кадрового дефицита в них станет менее острой. Однако готовившие методическое обоснование проекта ведомства — Минздрав и Минтруд — два раза его переносили, а потом и вовсе отложили на 2025 год.
Ранее заместитель министра здравоохранения Татьяна Семенова сообщила, что в России нет фактического дефицита врачей. Причинами нехватки сотрудников в штатных расписаниях медорганизаций она считает диспропорции в распределении специалистов между территориями и отток кадров в частные клиники. По данным Центрального НИИ организации и информатизации здравоохранения (ЦНИИОИЗ) Минздрава, в прошлом году государственные медорганизации потеряли 9,7 тыс. врачей и 38,9 тыс. среднего медперсонала. Падение уровня обеспеченности врачебными кадрами наблюдается уже два года во всех федеральных округах.