Последнее поколение препаратов против ожирения буквально захватило мир благодаря своей эффективности в сфере снижении веса. Но эти препараты также обладают другой, менее известной суперспособностью: подавление воспалительных реакций.
Согласно некоторым доказательствам, препараты, классифицируемые как агонисты рецептора GLP-1, способны уменьшать воспаление в печени, почках и сердце. По-видимому, препараты уменьшают воспаление даже в мозге, что дает ученым надежду, что эти соединения могут быть использованы для лечения болезней Паркинсона и Альцгеймера, характерной чертой которых является воспаление в тканях мозга. В обзоре 2022 года [1] перечислены данные более 20 клинических испытаний, в ходе которых исследовались указанные препараты в качестве средств лечения для двух вышеперечисленных состояний.
По словам Дэниела Друкера, эндокринолога из Университета Торонто в Канаде, который был соавтором исследования [2]по изучению подавления воспаления агонистами рецептора GLP-1, следующее поколение препаратов может приобрести характер таргетных и направленных на снижение недавно выявленных путей воспаления.
Влияние на весь организм
В группу агонистов рецептора GLP-1 входят семаглутид (продается под брендом Wegovy) и тирзепатид (под брендом Zepbound). Препараты имитируют гормон кишечника — глюкагоноподобный пептид 1 (GLP-1), который контролирует уровень сахара в крови и подавляет аппетит. Но множество открытий демонстрируют способность гормона и его имитаторов успокаивать воспаление, которое вызвано атакой иммунных клеток и химических веществ иммунной системы.
В одном эксперименте агонист рецептора GLP-1 лираглутид смягчил течение воспаления у мышей в тканях печени с жировой дистрофией [3]. Подобный эффект наблюдался и в пилотном исследовании на людях [4]. В ходе иных экспериментов на мышах был продемонстрирован противовоспалительный потенциал лираглутида на почки [5] и сердце [6]. А GLP-1 уменьшает воспаление в жировой ткани у мышей с ожирением [7].
Друкер сообщает, что из исследований на животных и людях известно, что GLP-1, по-видимому, уменьшает воспаление практически во всех тканях.
Снижение массы тела и уровня сахара в крови, стимулированное этими препаратами, по всей видимости, помогает контролировать воспаление. Но некоторые противовоспалительные эффекты инициируются до того, как организм достигает значимого снижения массы тела, что приводит к мысли, что здесь задействован другой механизм.
Потенциал мозга
Друкер с соавт. отметили возможную подсказку: рецепторы для GLP-1 редко встречаются в иммунных клетках во многих тканях, в которых гормон и его миметики снижают воспаление, однако в большом количестве присутствуют в мозге. Чтобы проверить роль нервной системы, команда Друкера решила спровоцировать системное воспаление у мышей.
Как отмечает Друкер, множество препаратов GLP-1 улучшили состояние тех мышей и уменьшили воспаление. Но когда исследователи осуществили блокаду рецепторов GLP-1 в мозге животных, противовоспалительный эффект агонистов GLP-1 пропадал [2].
Работа демонстрирует, что, по крайней мере, у мышей достижение противовоспалительных эффектов этих препаратов осуществляется непосредственно через рецепторы GLP-1, а также опосредуется тканями мозга. Об этом сообщает Найджел Грейг, фармаколог из Национального института здравоохранения в Балтиморе (штат Мэриленд, США). Он отмечает, что в ходе предыдущих исследований [8] было установлено небольшое количество таких препаратов, фактически способных проникнуть в мозг. Довольно примечательно, что степень попадания этих препаратов в мозг хоть и незначительна, но очень важна для развития противовоспалительного эффекта.
Патологические белки «в прицеле»
Противовоспалительный потенциал препаратов GLP-1 — надежда для терапии таких нейродегенеративных заболеваний, как болезнь Паркинсона и болезнь Альцгеймера. Их характерными чертами является нейровоспаление. И при обоих расстройствах патологические белки (например, амилоид-β при болезни Альцгеймера) взаимодействуют с определенными рецепторами в мозге, запуская цепь реакций, результатом которых оказывается воспаление.
Выраженное воспаление может способствовать развитию заболевания, сообщает Грейг. Однако агонисты рецептора GLP-1, по-видимому, обладают способностью подавлять воспаление в тканях мозга, что сохраняет такой важный процесс как образование новых нейронов.
В одном клиническом исследовании применение агониста рецептора GLP-1 под названием эксенатид привело к выраженному улучшению двигательных способностей людей с болезнью Паркинсона, чем при применении плацебо [8]. В настоящее время проводится исследование по оценке препарата на более крупной популяции людей с болезнью Паркинсона, а также, по крайней мере, два клинических исследования по применению семаглутида в качестве терапии ранней стадии болезни Альцгеймера.
Противовоспалительное действие препаратов может также помочь повысить их эффективность против диабета и ожирения, о чем сообщает Винисиус де Фриас Карвальо, биолог из Лаборатории воспаления Института Освальдо Круза в Рио-де-Жанейро (Бразилия). Оба патологических состояния, как он отмечает, также являются воспалительными заболеваниями. Противовоспалительное действие семаглутида может играть значимую роль в защите людей с ожирением от сердечно-сосудистых заболеваний.
Сфера применения препаратов-агонистов GLP-1 для лечения заболеваний, связанных с воспалением, может расшириться, особенно учитывая отсутствие у этих препаратов существенных побочных эффектов. Грейг заявляет, что существует так много патологических состояний, в которых присутствует воспалительный компонент. Тем не менее имеет смысл пробовать применять препараты против таких расстройств только в том случае, если эффективное лечение отсутствует.