Большое количество молодых женщин не решаются вакцинироваться от COVID-19 ввиду возможного влияния вакцины на фертильность. Беременным же женщинам самостоятельно предстоит решить вопрос о целесообразности вакцинации, учитывая то, что в клинических исследованиях беременность являлась критерием исключения. Данные о неизвестных на момент включения в исследования беременностях и исходах вакцинации у таких пациенток могут помочь женщинам принять решение более обоснованно.
В декабре 2020 года в блоге был выложен пост, в котором утверждалось недостоверная информация об обеспокоенности представителя администрации компании Pfizer перекрестным влиянием антител, вырабатывающихся после вакцинации от COVID-19, на плаценту. Этот пост был оперативно удален, но подобные слухи стали распространяться. Опрос, проведенный компанией «Find Out Now» в Великобритании, продемонстрировал, что более четверти молодых женщин отказались бы от вакцинации, сославшись на опасения по поводу ее влияния на фертильность. Это не первый случай распространения необоснованных слухов о вакцинах, вызывающих бесплодие. В 2003 году такие опасения привели к бойкоту вакцинации против полиомиелита в северной Нигерии, не так давно по той же причине уменьшились темпы вакцинации против вируса папилломы человека. Очевидны некоторые опасения людей в отношении новых вакцин, ведь клинические исследования, в особенности касательно COVID-19, проводятся за короткий период времени, когда возможно исключить лишь краткосрочные побочные эффекты. Более того, многие люди не готовы вакцинироваться относительно новой мРНК-вакциной. Стоит отметить, что первые испытания мРНК-вакцин на людях начались в 2006 году; таким образом, за срок более 15 лет любые долгосрочные побочные эффекты, связанные непосредственно с данным типом вакцин, могли быть обнаружены.
Согласно слухам о влиянии вакцины от COVID-19 на основе мРНК на фертильность, существует перекрестная реактивность антител, распознающих спайковый (S) белок SARS-CoV-2, с плацентарным белком человека синцитином-1, что ведет к повреждению плаценты. Если бы такое перекрестное влияние существовало, повреждение плаценты наблюдалось бы не только после применения любых вакцин, но и при естественном инфекционном процессе. Это маловероятно, поскольку женщины, инфицированные SARS-CoV-2 незадолго до зачатия или в начале беременности, имеют схожие со здоровыми женщинами шансы выкидыша. Кроме того, иммунологи установили отсутствие значительного сходства между аминокислотными последовательностями спайкового (S) белка SARS-CoV-2 и белка синцитина-1, а сыворотка крови пациентов, перенесших COVID-19, не взаимодействует с белком синцитином-1.
Наиболее информативны данные, полученные непосредственно в процессе клинических исследований вакцин от COVID-19. Доклинические испытания продемонстрировали, что вакцины не предотвращают беременность самок грызунов и не наносят вред потомству, если их вводят во время беременности. Также, несмотря на исключение из клинических испытаний беременных женщин, всего 53 участницы исследований трех разных одобренных в Великобритании в настоящее время вакцин забеременели после начала исследования. Данные представлены в таблице 1. Не было выявлено достоверной разницы в частоте незапланированных беременностей в вакцинированных группах по сравнению с контрольными группами, что свидетельствует о том, что вакцины не предотвращают развитие беременности. Аналогичным образом, частота выкидышей была сопоставима между группами, что указывает на отсутствие пагубного влияния вакцинации на беременность в ранние сроки.
На сегодняшний день те немногочисленные данные о применении вакцин от COVID-19 в реальной клинической практике обнадеживают. В связи с этим регулирующие органы Европейского Союза, Великобритании и США рекомендуют предлагать вакцинироваться беременным женщинам, находящимся в группе потенциального риска. Так, на данный момент вакцину могут получить беременные работницы «красной зоны», а также те, у кого есть сопутствующие заболевания. В Соединенных Штатах к 10 февраля 2021 года вакцину от COVID-19 получили 20 000 беременных женщин, причем ни у одной из них не было отмечено серьезных побочных реакций. Схожая ситуация наблюдается и в Великобритании при меньшем числе вакцинированных.
Кроме тщательного наблюдения за вакцинированными пациентками, в настоящее время продолжают проводится официальные клинические исследования исходов у беременных женщин, получавших вакцины от COVID-19. Одной из задач этих исследований является оценка эффективности и безопасности таких вакцин. Так как беременные женщины, инфицированные COVID-19, с большей вероятностью могут нуждаться в интенсивной терапии и преждевременном родоразрешении, а новорожденным от таких женщин с большей вероятностью потребуется пребывание в неонатальном отделении, клинические исследования также нацелены на проверку гипотезы о пользе вакцинации от COVID-19 во время беременности. Вполне вероятно, что вакцинация снизит вышеуказанные риски, сопутствующие инфекции COVID-19, и в таком случае вопрос о вакцинации беременных женщин становится приоритетным.
Также необходимы дальнейшие исследования влияния вакцинации во время беременности на ребенка. Эти исследования наряду с вопросами безопасности будут изучать возможные положительные эффекты вакцинации. Описан случай обнаружения антител к спайковому белку (IgG) у новорожденного от женщины, получившей вакцину во время беременности. Насколько часто это наблюдается, и обеспечивает ли передача антител через плаценту ребенку какую-либо защиту от COVID-19? Кроме того, ведется работа по определению степени проникновения вызванных введением вакцины антител к спайковому белку в грудное молоко и их защитном влиянии на грудных детей.
Итак, безопасна ли вакцинация от COVID-19 во время беременности? Данные, известные на сегодняшний день, свидетельствуют об этом, и, учитывая повышенный риск, связанный с инфицированием COVID-19 во время беременности, многие беременные женщины решают вакцинироваться. Отслеживая исходы этих женщин и их новорожденных детей, в скором времени ученые могут разработать рекомендации относительно необходимости более широкого охвата вакцинацией данной категории пациенток. Женщины, планирующие беременность, могут быть уверены в отсутствии пагубного влияния вакцинации на фертильность.