Первые опыты вакцинации
1796 год стал переломным в истории вакцинации, и связан он с именем английского врача Э. Дженнера. Дженнер предположил, что перенесенная коровья оспа является защитой от человеческой, и решился на революционный по тем временам эксперимент: он привил коровью оспу мальчику и доказал, что тот стал невосприимчивым к натуральной оспе – все последующие попытки заразить мальчика человеческой оспой были безуспешными. Так появилась на свет вакцинация (от лат. vacca – корова), хотя сам термин стал использоваться позже
В 1880 году Пастер нашел способ предохранения от заразных заболеваний введением ослабленных возбудителей. Французский ученый Луи Пастер стал человеком, который совершил прорыв в медицине (и иммунологии, в частности). Он первым доказал, что болезни, которые мы сегодня называем инфекционными, могут возникать только в результате проникновения в организм микробов из внешней среды. В 1880 году Пастер нашел способ предохранения от заразных заболеваний введением ослабленных возбудителей, который оказался применимым ко многим инфекционным болезням.
Актуальность
По результатам многочисленных публикаций (найдено свыше 700 источников), с 80-х гг. прошлого столетия — расцвета массовых коммуникаций и компьютеризации — стала заметной тенденция отказа населения от иммунопрофилактики. Несмотря на усилия со стороны представителей научно-медицинского сообщества, аргументирующих свою позицию принципами доказательной практики и апеллирующих к здравому смыслу населения, эта настроенность только лишь набирает обороты.
Попытки прояснить причины такого успеха показали, что динамика основных аргументов «антивакцинаторов» за последние 100 лет не претерпела существенных изменений. Из десятилетия в десятилетие ими приводятся легко опровергаемые с позиции доказательной практики доводы, как то:
• существует заговор фармацевтов, заинтересованных в сбыте своей продукции и пугающих население вымышленными угрозами;
• использование вакцины не отражается на динамике первичной заболеваемости, а во многих случаях может принести и вред;
• вакцины бесполезны в отношении новых и сравнительно малоизученных вариантов заболеваний, которые все чаще появляются в последние десятилетия.
В современном обществе вакцинопрофилактика стала предметом массовой полемики. И ладно бы полемики специалистов, которую следовало бы только приветствовать: ведь, как известно, в споре рождается истина. Но вот ведь парадокс: специалисты, хорошо знакомые с предметом, находятся по одну сторону баррикад, и для них не существует дилеммы о нужности или ненужности вакцинации. Ученые заняты другими проблемами: как создать новые вакцины, а «старые» сделать более эффективными и безопасными; какие схемы необходимо внедрить с целью защиты контингента, входящего в так называемые группы риска; как сделать доступной вакцинацию на удаленных территориях. Полемику «прививать—не прививать» поддерживают лишь жаждущие сенсаций средства массовой информации (СМИ), религиозные фанатики и альтернативные медицинские работники, раздувающие значимость сомнительных исследований, и в результате провоцирующие развитие эпидемий уже почти забытых инфекционных заболеваний.
Состав вакцин
Обязательной характеристикой любой современной вакцины должна являться ее низкая реактогенность. Реактогенная вакцина – это вакцина способная вызывать побочные эффекты или поствакцинальные осложнения.
При получении вакцин стремятся к уменьшению содержания липидов наружной оболочки вирусов, обладающих токсичностью. Повышенное содержание вирусных компонентов в вакцине может стимулировать выработку значительных количеств интерферона (известного противовирусного фактора иммунитета), причем в такой же степени, как это происходит при заражении «диким» вирусом. Повышенное образование интерферона является причиной тех эффектов, которые рассматриваются как общие и системные реакции на введение вакцин – головная боль, повышение температуры, слабость, недомогание… Такие эффекты особенно часто наблюдаются у детей.
Таким образом, на высоко реактогенные вакцины накладываются ограничения на применение. Они противопоказаны детям и больным хроническими заболеваниями.
Во-первых, вместо использования всего углевода, располагающегося на поверхности патогена, используется лишь его небольшой олигосахаридный фрагмент, а во-вторых, вместо того, чтобы связать этот олигосахарид с белком, комбинируют этот олигосахарид с липидом, который распознает только один тип Т-лимфоцитов – природный киллер T (natural killer T (NKT) cells). К ингредиентам вакцины также были добавлены две длинные липидные цепи.
Домыслы
В 1988 году английский доктор Андрю Вейкфилд (Andrew Wakefield) опубликовал работу в журнале The Lancet, где предположил, что вакцина против кори, паротита и краснухи (Диавакс или MMR в западных странах) может спровоцировать аутизм. Буквально через год доля вакцинированных среди двухлетних детей в Англии упала ниже 80%(!). Прошло более 15 лет прежде, чем журналист Брайн Дин (Brain Deen) обнаружил, так называемый, «конфликт интересов» в 2004 году. Оказалось, что сам Вейкфилд подал патентную заявку на свою собственную вакцину против упомянутых заболеваний.
ИТОГ: Никакой связи между возникновением аутизма у детей и вакциной Диавакс (MMR) на большой выборке НЕ обнаружено.
Домысел второй: ртуть в вакцинах действует как нейротоксин
В 2005 году журналы Rolling Stone и Salon опубликовали историю одного уважаемого в американских кругах адвоката, Роберта Кеннеди младшего (Robert F. Kennedy Jr.). Он утверждал, что правительство скрывает факты негативного воздействия на мозг и ЦНС препарата тиомерсала (thiomersal). В частности, Кеннеди в своём рассказе некорректно указал уровни содержания ртути. Ведь от этого напрямую зависит токсичность препарата.
ИТОГ: Неоспоримых доказательств вредности ртуть-содержащих «консервантов» для вакцин в тех концентрациях, в которых они используются, попросту нет.
Домысел третий: «растягивание» календаря прививок может быть более безопасным для детей
Согласно данным CDC, иммунная система ребенка должна ежедневно справляться с тысячами инородных антигенов, тогда как рекомендованный в 2014 году график вакцинации «заставляет» ребенка вырабатывать иммунный ответ только к ~300 специфическим антигенам в течение двух лет.
ИТОГ: Придерживайтесь установленного графика вакцинации, который уже опробован на многомиллионной выборке населения Земли. Лучше не эксперементировать.
Национальный календарь прививок
Впервые календарь прививок России был введен в действие в 1973 г. приказом МЗ РФ и в начале 80-х гг. прошлого столетия включал в себя всего 7 видов прививок: против туберкулеза, полиомиелита (ОПВ), коклюша/ дифтерии/столбняка (АКДС), дифтерии/столбняка (АДС), кори и эпидемического паротита.
С 1997 г. в нашей стране не регистрируется полиомиелит. По некоторым из инфекций заболеваемость снизилась в десятки раз (в отношении кори), а сокращение уровня заболеваемости эпидемическим паротитом – в сотни раз, краснухой – в 400 раз. Заболеваемость дифтерией драматически упала вплоть до спорадических случаев в 2013 г. Вакцинация против гепатита В, принятая в качестве обязательной на первом году жизни в рамках национального календаря, позволила добиться снижения общей заболеваемости хроническим гепатитом В в 1,6 раза, а среди детей до 14 лет – в 4 раза (по данным на 2006–2007 гг. по сравнению с 2005 г.).
В настоящее время на территории РФ действует обновленный Национальный календарь профилактических прививок, утвержденный приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21 марта 2014 г. №125н «Об утверждении Национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям». Теперь перечень инфекций, против которых вакцинируются дети раннего возраста, расширен за счет прививки против пневмококковой инфекции. Таким образом, в настоящее время Национальный календарь профилактических прививок РФ предусматривает проведение вакцинации против 12 управляемых инфекций (гепатита В, туберкулеза, дифтерии, коклюша, столбняка, полиомиелита, кори, краснухи, эпидемического паротита, гриппа, пневмококковой и гемофильной инфекции). Кроме того, изменения коснулись отмены второй ревакцинации против туберкулеза в 14 лет, поскольку статистика показывает, что к этому возрасту почти все подростки имеют положительную реакцию Манту в результате инфицирования.
Заключение
Во всем мире от инфекций, потенциально управляемых методами иммунопрофилактики, ежегодно погибают 12 миллионов детей. Количество детей, ставших инвалидами, а также расходы на лечение определить невозможно. При этом 7,5 миллионов детей погибают из-за заболеваний, против которых на сегодняшний день нет эффективных вакцин, и более 4 миллионов умирают от болезней, полностью предотвратимых с помощью иммунопрофилактики. По всему миру ЮНИСЕФ и ВОЗ проводит мониторинг охвата вакцинацией и отмечает, что важным достижением вакцинопрофилактики в настоящее время служит увеличение до 80% доли населения в мире, привитого от шести основных заболеваний – туберкулеза, полиомиелита, коклюша, дифтерии, столбняка, кори. При этом ВОЗ регулярно публикует статистические отчеты о заболеваемости в различных регионах планеты, успехах вакцинопрофилактики и рекомендациях по ее усовершенствованию, а также данные о новых вакцинах. Благодаря иммунизации международному сообществу удалось достигнуть глобальной ликвидации оспы и полиомиелита в большинстве стран мира, провозгласить цель элиминации кори и врожденной краснухи, резко снизить заболеваемость многими детскими инфекциями, обеспечить эффективную защиту населения