Похоже, появился по-настоящему эффективный препарат для лечения COVID-19, но насчет него остаются вопросы. Исследование в больнице подтвердило эффективность воздушных фильтров. В Великобритании не падает заболеваемость, в отличие от темпов вакцинации. Об этом — в обзоре зарубежных СМИ.
На прошлой неделе компании Ridgeback Biotherapeutics и Merck объявили, что их лекарство молнупиравир на 50% сокращает число госпитализаций среди пациентов с COVID-19 из групп риска, а также значительно снижает смертность. О молнупиравире рассказывает STAT.
До сих пор у врачей почти нет средств, направленных непосредственно против коронавируса, а те, что есть (ремдесивир и всевозможные моноклональные антитела), обладают одним существенным недостатком: их вводят внутривенно. Молнупиравир отличается от них тем, что его принимают орально: дважды в сутки пять дней. Это особенно важно потому, что эффективность терапии зависит от того, как быстро ее начать.
Результаты клинического исследования известны из пресс-релиза, а не из статьи в научном журнале, но многое указывает на то, что молнупиравир — действительно прорыв в лечении COVID-19. Независимая комиссия даже рекомендовала прекратить набор добровольцев в клиническое исследование, потому что польза лекарства была налицо.
Участники, получившие плацебо, в три раза чаще выходили из исследования, ссылаясь на побочные эффекты. Следовательно, COVID-19 переносится тяжелее, чем лечение молнупиравиром.
Поскольку препарат вредит вирусу, внося ошибки в его генетический код, есть вероятность, что молнупиравир также может вызывать мутации у человека. Но, по словам разработчиков, эксперименты на клетках и животных ничего такого не выявили. Тем не менее в клиническом исследовании участникам велели предохраняться во время секса, а женщины детородного возраста также должны были предоставить отрицательный тест на беременность.
Никто из участников исследования не был вакцинирован. Неясно, есть ли смысл назначать молнупиравир привитым в случае, если они заразились: вакцины снижают риск попасть в больницу или умереть, а лекарство дорогое.
Правительство США заказало молнупиравир на 1,7 млн курсов лечения за $1,2 млрд, то есть один пятидневный курс обошелся в $700. Аналитики сравнивают это с новым лекарством от гриппа производства Roche, курс которого стоит $150. Вероятно, в США лечение молнупиравиром будет покрывать обычная медстраховка, поэтому при цене $700 лечить будут только тех, кто не привит и входит в несколько групп риска. Но если большую часть лекарства закупит правительство, показания могут быть другими.
Согласно одному прогнозу, в 2022 году продажи молнупиравира составят $5 млрд. Но многое зависит от успеха других разработчиков, которые могут составить конкуренцию (клиническое исследование молнупиравира дает надежду на то, что появятся и другие противовирусные лекарства: раньше были сомнения, что репликацию SARS-CoV-2 в принципе можно подавить; данные еще о нескольких препаратах должны появиться до конца года).
Кроме того, в США и других развитых странах вакцинируется все больше людей, то есть тех, кому лекарство может принести больше всего пользы, остается мало. Наконец, чтобы лечение было эффективным, нужно быстро поставить диагноз. Если люди не будут делать тесты, то не получат молнупиравир.
Наличие молнупиравира не обессмысливает вакцинацию: получить прививку и, в случае чего, лекарство лучше, чем одно лекарство. Но кто-то из-за последних новостей все равно отложит вакцинацию. Это косвенно подтверждается котировками акций Pfizer, BioNTech и Moderna, чьи вакцины применяются в США, и разработчика моноклональных антител Regeneron: все они упали.
Также следует добавить, что в доклинических исследованиях молнупиравир справлялся не только с SARS-CoV-2, но и с SARS-CoV-1 и MERS-CoV. Возможно, препарат подавляет репликацию разных коронавирусов и пригодится в будущем, если на человека перекинется другой патоген из этого семейства.
Переносные воздушные фильтры улавливают коронавирус
Так как коронавирус передается в основном по воздуху, можно предположить, что очистка воздуха предотвращает заражения. Эта гипотеза подтверждалась в лабораторных экспериментах, а теперь появились полевые данные из больницы в Великобритании. О них пишет Nature.
Медицинский персонал носит средства индивидуальной защиты, но этого не всегда достаточно. Помня об этом, в кембриджском госпитале решили испробовать HEPA-фильтры, которые улавливают даже мельчайшие частицы. Для сравнения исследователи поставили фильтры в отделении реанимации и интенсивной терапии (ОРиИТ) и там, где оборудованы обычные палаты. В обоих все койки были заняты.
Фильтры работали неделю, а затем их выключили на две недели. Все это время ученые проверяли образцы воздуха. В отделении с обычными палатами вирусные частицы обнаружились только с выключенным фильтром, а рядом с палатами интенсивной терапии частиц почти не было что с включенным, что с выключенным фильтром. Возможно, дело в том, что туда попадают на поздних стадиях COVID-19, когда вирус реплицируется медленно. Из этого следует, что в обычных палатах фильтр нужнее.
Кроме частиц коронавируса, фильтры очистили воздух и от других патогенов: золотистого стафилококка, кишечной палочки, стрептококка (S. pyogenes). Считается, что эти бактерии не распространяются по воздуху, но не исключено, что этот путь передачи просто недооценивают. Тогда фильтры способны частично защитить и от них.
Заболеваемость в Великобритании не падает
Когда летом в Великобритании отменили почти все ограничения, многие эксперты давали пессимистичные прогнозы. Самые тревожные из них пока не сбылись, но заболеваемость остается высокой (порядка 35 тыс. случаев в сутки). The Guardian обсудил ситуацию с экспертами.
Хотя болеет много людей, госпитализируют меньше 7 тыс. пациентов в сутки, а умирает от COVID-19 каждый день меньше 200 человек. Большинство больных в тяжелом состоянии не вакцинировались. Проблема в том, что вакцинация замедлилась (для школьников она толком и не началась). Вдобавок из-за холодов британцы чаще проводят время в помещении, а работодатели призывают их вернуться в офисы. Это повышает риск заразиться. Также ученые допускают появление новых, более опасных вариантов коронавируса.
В этих обстоятельствах главное, что можно сделать, — вакцинировать как можно больше людей.