Ранее клинические испытания показали, что его эффективность чуть выше, чем у современного антидепрессанта — но теперь выяснилось, что действие запрещенного вещества еще и длится необычайно долго. По всей видимости, за это может отвечать какая-то перестройка нейронных связей в мозгу принимавшего псилоцибин человека.

Псилоцибином называют вещество, вырабатываемое многими видами грибов (впрочем, в России заметное его количество содержится только в одном виде гриба). В плане токсичности он менее опасен, чем кофеин, но более опасен, чем LSD, иными словами, относительно безопасен (кроме случаев употребления в огромных дозах). Напрямую погибнуть от отравления им сложно, поскольку это требует поедания более 1,5 килограмм сушеных грибов, в то время как на практике вероятное начало рвоты произойдет заметно ранее этого момента.

Вдобавок он не может вызвать устойчивую зависимость, потому что при частых приемах человек перестает быть достаточно чувствительным к его действию. Несмотря на это, псилоцибин запрещен. Все потому, что если у одних людей он вызывает эйфорию, то у других эффект скорее противоположный. Значительные его дозы могут вызвать у тревожных людей усиление их тревожности, и попытки самоповреждений, а также другие разновидности опасного поведения.

Между тем ученые и врачи в последние годы задумались над тем, что это соединение логично использовать в медицинских целях. Первые опыты в этом направлении показали, что хотя у трети участников клинических испытаний после приема псилоцибина возникает страх, его можно купировать успокаивающими словами достаточно опытного медицинского персонала.

В то же время по своему воздействию на организм он похож на диметилтриптамин — соединение, отдаленно похожее на серотонин, и вырабатывающееся в организме человека в умеренных количествах. В отличие от серотонина, даже умеренные дозы диметилтриптамина могут вызвать галлюцинации и иные психоделические эффекты. Но при этом он способен оказывать заметный антидепрессантный эффект.

Сходным образом и псилоцибин в клинических испытаниях 2020 года показал эффективность чуть выше, чем современный антидепрессант эсциталопрам (регулирует процессы мозга, связанные с серотонином). Большинство получивших псилоцибин лиц с большим депрессивным расстройством перестали его испытывать. Часть из тех, кто все же не вылечился, сообщили о смягчении интенсивности депрессии.

Хорошо видна характерная зонтичная форма шляпки гриба / ©Wikimedia Commons
Хорошо видна характерная зонтичная форма шляпки гриба / ©Wikimedia Commons

Теперь исследователи из США опубликовали в Journal of Psychopharmacology результаты длительного годичного исследования, в котором они проследили, какой остается ситуация после прекращения приема псилоцибина. Всего в работе отслеживалось состояние 27 пациентов в возрасте от 21 до 75 лет (небольшая выборка типична для работ по психическим расстройствам). К началу клинических испытаний у них было депрессивное расстройство от умеренной до значительной силы (без легких форм).

В ходе исходной терапии каждый пациент получил всего по две дозы псилоцибина. Для 24 пациентов удалось отследить, что было с ними на протяжении года после их второй и последней дозы. Оказалось, что у 58% из них депрессии не было и через год. Еще у 17% симптомы ее смягчились, и лишь 25% не показали положительной динамики. Что важно, эти цифры остались на том же уровне, что были сразу после второй дозы псилоцибина. Получается, что его антидепрессантный эффект исключительно устойчив.

Стоит учесть, что курсы современных антдепрессантов чрезвычайно редко бывают короткими и не сводятся к двум приемам. Тот же эсциталопрам принимают месяцами — да и для других антидепрессантов картина часто сходная. На этом фоне устойчивое излечение от депрессии после всего двух приемов — весьма впечатляющий результат.

Механизм такой устойчивости на сегодня не вполне ясен. Из опытов на животных известно, что у тех даже после одной дозы псилоцибина могут образовываться новые нейронные связи. Однако на живых людях подобные эксперименты (требующие вскрытий) запрещены, поэтому как в этом смысле обстоит дело у Homo sapiens, пока неизвестно.

Источник